Песочная игротерапия

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Берёзка" п. Зеленоборск"

 

ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ

  ИГРЫ С ПЕСКОМ – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом  Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961), основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Все дети с большим удовольствием играют в песок. Поэтому перенос развивающих и обучающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

Весьма эффективно использовать игры игровые упражнения с песком в индивидуальной  логопедической работе с заикающимися дошкольниками. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Уже давно известно, что при разговоре с самим собой или с мнимыми собеседниками судороги у заикающихся дошкольников не возникают. Кроме того, движения рук ребенка в песке также снимают в большинстве случаев судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным  действием.

Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке – они либо играют, либо говорят, необходимо обучить их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы является  установка: «ИГРАЙ И ГОВОРИ ОДНОВРЕМЕННО»

 

«Песочница» может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно символизирует воду, а борта – небо.

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Поэтому понадобятся наборы мелких предметов (до 8 см.): сказочные герои, животные, растения, дома, машины и т.д.- словом, все, что встречается в окружающем мире.

Возможно использование разных букв: пластмассовых, вырезанных из   наждачной бумаги, картона. Это важно для мануального осознания абстрактных символов. Ребенок должен не только зрительно запомнить буквы, но и подключить к этому телесную память.

Можно не только писать буквы пальцем, но и лепить их из песка. На песке легко создавать, исправлять, восстанавливать слова. Писать можно чем угодно: пальцем, палочкой, змейкой. На песок можно переносить все известные игры, направленные на формирование навыков письма.

Таким образом, игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно – кинестетические ощущения, но и способствуют развитию звукобуквенного анализа, речи, произвольного внимания и памяти.

 

Что нужно для игры в песок

 

Что нужно для игры в песок?

А нужно в сущности так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру… Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

(Т.Грабенко)

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»