Танцевальная мозаика

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Берёзка" п. Зеленоборск"

 

Ритмическая мозаика

  Организация педагогического процесса  по художественно-эстетическому

 развитию детей

на кружке «Ритмическая мозаика"

 

Руководитель: Олейник Наталья Александровна

 

Ритмическая гимнастика — вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются ОРУ для всех частей тела Используются также простейшие элементы художественной гимнастики, акробатики и другие средства. Целостность и динамичность этих упражнений при органической связи с музыкой создают своеобразный стиль упражнений, которые воспринимаются как танцевальные движения.

В отличие от других форм физической культуры ритмическая гимнастика позволяет решать очень широкий круг задач и в этом отношении она уникальна. Сочетая в себе многие компоненты, она как нельзя лучше отвечает особенностям детского возраста и играет большую роль в воспитании. Занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию у детей устойчивого внимания и собранности — важных предпосылок успешной учебы.

Танцевальная манера выполнения упражнений развивает у них пластичность, выразительность и изящество движений, их походка становится легкой и грациозной. Это формирует уверенность в себе, помогает преодолевать застенчивость, робость, повышает самооценку. Коллективная форма занятий ритмической гимнастикой отвечает особенностям детского возраста и позволяет свободно раскрывать свои достоинства, возможности и способности.

Музыкальное сопровождение, вызывая эмоциональный подъем и радостные чувства, способствует эстетическому развитию детей. Эмоциональное воздействие музыки на занятиях ритмической гимнастикой позволяет выполнять упражнения продолжительное время, не ощущая усталости, соблюдая при этом высокую интенсивность движений.

С помощью упражнений ритмической гимнастики формируются умения и навыки в согласовании движений с темпом и ритмом музыкального сопровождения, развиваются музыкальные способности. Средствами ритмической гимнастики (т.е.музыкой и движениями) решаются образовательные и воспитательные задачи: обучение детей воспринимать музыкальные образы и согласовывать движения с их характером, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, развивать чувство ритма и художественно-творческие способности.

  В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, "трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт".

  Я работаю по программе Бурениной А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста).

В программе раскрывается технология, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

   Цель программы "Ритмическая мозаика"

  • Физическое развитие ребёнка дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики.
  • Воспитание потребности заниматься систематически и заботиться о красоте своего тела.
  • Создание оптимального двигательного режима, положительного психологического настроя.

Красота движения и ребенка, и взрослого, как считали древние греки, Жак Далькроз, Айседора Дункан и многие другие, прежде всего в естественности, целесообразности, непринужденности, выразительности и одухотворенности. А эти все качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического.

Другими словами, программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания.

Содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

    В связи с взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

I.    Развитие музыкальности:

     развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее на­строение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти.

II.   Развитие двигательных качеств и умений:

развитие ловкости, точности, координации движений;

развитие гибкости и пластичности;

воспитание выносливости, развитие силы;

формирование правильной осанки, красивой походки;

развитие умения ориентироваться в пространстве;

обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Ш.   Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

IV. Развитие и тренировка психических процессов:

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

V.  Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирова­ние чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

 

Хочется отметить то, что в начале учебного года на занятиях по ритмике  все дети повторяли несложные упражнения, но при этом их повторы были вялые, мало подвижные, наблюдалась некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражали характер музыки и не совпадали с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика детей была бедная, движения невыразительные. У большинства детей присутствовало чувство стеснения при выполнении упражнений, танцевальных элементов в коллективе. Особую сложность составляли подскоки, прыжки на одной ноге, приставной шаг, галоп.

Благодаря систематическим занятиям по ритмике дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении упражнений, в исполнении танцевально-ритмических композиций. Стали двигаться с удовольствием, забывая про усталость. Их движения более точные, координированные. Дети учатся ориентироваться в зале, строиться в шеренгу, колонну, круг, парами, врассыпную.

Они внимательно слушают музыку, не всегда правильно начинают и заканчивают движения в соответствии с продолжительностью ее звучания, но уже стараются попасть в такт. Уверенно ходят, легко бегают, ритмично двигаются, а также выразительно передают движением музыкально – игровой образ.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к занятиям по ритмике. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить свои оригинальные движения, подбирать слова.

Движения детей стали более выразительными. Дети обрели уверенность в себе, стали более общительными, робкие и застенчивые преодолели страх и научились управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»