Наши дети и звук "Р"

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Берёзка" п. Зеленоборск"

 

Наши дети и звук "Р"

    

Многие дети, пятилетнего возраста, не выговаривают «р», и у них получается не «руки» а «луки», не «Рая» а «Лая». Многие слова произносят не правильно, особенно, если в них есть «с» и «ш». Вместо «санки» получается «шанки». Или они говорят: «Я ем шюп» (суп). А слова «шапка», «кошка» иногда может повторить за взрослым почти хорошо, но чаще «фапка», или «тапка», «кофка». Со временем такие дети начинают отказываться повторять за взрослым слова.

И как бы они не старались у них ничего не получается.

Надо ли с ними заниматься? Или ребенок сам заговорит? Может и волноваться не стоит?

Подобные вопросы волнуют многих родителей. Как же быть? Напомним, что к пяти годам ребенок должен почти все звуки произносить хорошо; «р» может появиться несколько позднее. Хуже, если дети начинают путать звуки, заменять другими.

Если вовремя не исправить эти речевые дефекты, малыш, уже в первом классе может испытывать трудности при обучении письму, чтению.

Научить ребенка правильно произносить звуки, заставляя повторять за старшими слова, предложения, нельзя. Это ухудшает речь детей. Пытаясь повторять за старшими слова. Ребенок все равно говорит по-своему, но, многократно проговаривая их, тем самым закрепляет дефектные звуки. Не зная как выполнить требования родителей, он иногда начинает произносить звук искаженно. Так может появиться  горловой звук «р» («картавый»). Еще хуже, если родители передразнивают сына или дочь, копируют их.

Чтобы помочь ребенку, надо владеть определенными специальными приемами обучения, а также разобраться в том, что мешает его нормальному речевому развитию. Поэтому, прежде всего, следует обратиться к логопеду- специалисту, который занимается исправлением тех или иных дефектов речи. Если малыш начал поздно говорить, посоветуйтесь с психоневрологом. Проверьте состояние слуха у врача – отоларинголога.

Иногда нарушению речи способствует неправильное строение зубов, челюстей, неба. При сильно выдвинутой нижней или верхней челюсти, очень короткой подъязычной уздечке, мешающей языку выполнять движения, то есть при грубых нарушениях артикуляционного аппарата исправить речь особенно трудно. Если у ребенка нет ничего подобного, родители сами могут с ним заниматься.

Хотелось бы подчеркнуть, что добиться хороших результатов можно лишь при систематической работе.

Дети часто заменяют один звук другим, неверно их произносят из-за недостаточно развитого умения различать сходные звуки на слух. Так, при наличии хорошего физического слуха для ребенка одинаково звучат слова «мышка» - «миска» или «рак» - «лак»и т.д. чаще он не замечает свои недостатков, не прислушивается к речи окружающих, не умеет внимательно слушать. Для развития слухового восприятия, внимания можно проводить разнообразные игры.

«Узнай  по голосу, кто позвал»

Ребенок отворачивается, а старшие поочередно тихо или шепотом называют его по имени, или предлагают выполнить какое-то простое задание («Присядь», «Подпрыгни два раза» и т.д.)

Другая игра: «Угадай, кто кричит».

Кто-нибудь из родителей подражает голосам животных, птиц, а ребенок называет кому крик принадлежит.

Полезно учить детей определять направление звука. Этому помогает игра в «жмурки» с колокольчиком.

Еще одна игра – «Будь внимательным, смотри, флажок верно подними».

Ребенок «железнодорожник» должен поднять флажок, когда услышит протяжно гудок паровоза. Старший произносит: уу-аа-уу-оо-ааа-ууу и т.д., малыш тянет вверх флажок только на звук «уу», «ууу».

Важно научить различать на слух слова, сходные по звучанию, особенно, если эти слова отличаются одним звуком. Для этого подберите картинки, на которых нарисованы «дом-дым»; «дом-сом», «коза-коса», «ужи-уши-усы». Такие задания, как «Покажи у кота усы и уши», -учат улавливать смысловую разницу слов, отличающихся одним звуком (с-ш). Ребенок начинает понимать, что неправильное произнесение звука может изменить смысл слова (если звук «р» заменить звуком «л», то у козленка на голове вырастут не «рожки», а «ложки»).

Итак, ребенок научился хорошо различать звуки речи на слух, легко справляется с предыдущими заданиями. Проведите с ним игры со звукоподражанием.

Игры на звукоподражание надо проводить крайне осторожно. Если ребенок произносит не достаточно чисто, появляется какой-то призвук, или малыш при этом надувает щечки, и они дрожат, или при произнесении отдельных звуков высовывается кончик языка, лучше прекратить дальнейшие попытки учить его произносить этот звук. В данном случае необходима помощь или консультация логопеда.

Но вот в процессе игры появляется правильный звук. Занятия не прекращайте. Вновь появившийся звук ребенок должен учиться произносить в слогах, словах, предложениях, стихах.

Детям 4-5 лет родители сами могут показать положение языка, губ при произнесении того или иного звука. Но нередко ребенок не способен выполнить требование родителей (даже после показа, разъяснения) не может поднять язык, удержать губы в улыбке, так, чтобы все зубы были видны, пощелкать языком и так далее. Тогда следует начать с ним ежедневно, 2-3 раза в день по 10-15 минут, делать упражнения для укрепления мышц языка, губ. Для правильного произнесения звуков необходимы очень четкие, согласованные движения органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).

(Продолжение следует…)

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»