Речевая готовность к школе

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Берёзка" п. Зеленоборск"

 

Речевая готовность к школьному обучению

 

Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется совсем большим – многое знает и умеет, и не за горами школа.

 

      «А ты в школу хочешь?» - этот вопрос часто задают шести - семилетним малышам родственники и знакомые. Часто волнуются и родители: «А готов ли наш ребенок к школе?». Так что же важно знать о готовности ребенка к школьному обучению? Сегодня мы будем говорить о речевом развитии детей, являющимся одним из главных их компонентов готовности к школьному обучению.

       Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций самовыражения и познания других, основным средством общения между учителем и учеником.

       Что же такое речевая готовность ребенка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов. Умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звуковому анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться навыками словообразования разных частей речи, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных, согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными и т.д.

5. Умение пользоваться развернутой фразовой речью, правильно строить не только простые, но и сложные предложения разных видов. Видеть связь слов в предложении, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Владеть пересказом рассказа, самостоятельно составлять рассказ по картине, серии картинок, из опыта.

     Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

     Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических орфографических ошибок.

     Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушениями звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы. Всех этих осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

      Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи у своего ребенка. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию ребенка;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- следить за правильным произношением звуков, ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятиях.

     Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

    Однако часто родители не уделяют должного внимания  речевому нарушению у ребенка. Иногда они просто не слышат недостатков речи своих детей, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

 

Для  того чтобы сделать процесс подготовки к школе максимально комфортным для ребенка необходимо создать следующие условия:

  1. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.

2.  Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

5. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

6. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.

7. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».

8. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

9. И, самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, превратите процесс домашних занятий в совместное творчество, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение станет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его неудач.

 

        Литература:

1.      Е.Е. Шевцова, Е.В. Воробьева  Развитие речи ребенка от одного года до семи лет./М.: В.Секачев, ТЦ Сфера, 2007.

2.      e-mail: det-sad24@yandex.ru

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»