«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» -термин педагогический.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.
В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?
Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:
1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
5. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
Какие условия требуется создать в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ?
Они должны гарантировать такие возможности, как:
1. Достижение запланированных результатов в отношении освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
2. Адекватность оценки темпов изменчивости жизненной компетенции каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с остальными учащимися, а также родителями (либо законными представителями) и работниками школы
3. Индивидуализация образовательного процесса касаемо детей с ОВЗ.
4. Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
5. Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.
6. Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.
7. Вовлечение детей с ОВЗ, родителей и педагогических работников в процесс разработки основной образовательной программы начального общего образования, а также в проектирование внутренней социальной среды и формирование индивидуальных маршрутов обучения.
8. Использование в рамках образовательного процесса передовых, научно обоснованных коррекционных технологий, которые ориентированы на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
9. Взаимодействие в одном образовательном пространстве и общеобразовательной, и специальной школы, которое позволит продуктивно использовать многолетний педагогический опыт касаемо обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также применить созданные специально для этого ресурсы.
Перечень предоставляемых услуг для детей с ОВЗ:
обучение по адаптированной образовательной программе, согласованной с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей с ОВЗ;
создание специальных условий, обозначенных территориальной ПМПК;
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей с ОВЗ;
предоставление платных дополнительных услуг (кружки).
В детском саду созданы материально-техническое условия для работы с детьми с ОВЗ:
кабинет учителя-логопеда;
спортивный зал;
музыкальный зал;
интерактивное оборудование;
музыкальные игрушки;
спортивные тренажеры.
В детском саду созданы кадровые условия для работы с детьми с ОВЗ:
С детьми работают педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ:
воспитатели;
музыкальный руководитель;
инструктор по физической культуре;
учитель - логопед;
педагог - психолог.
Все вышеперечисленные педагоги оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей с ОВЗ.
Для того, чтобы записаться на консультацию к специалисту либо администрации, а также для того, чтобы задать интересующий вопрос необходимо позвонить по телефону 4-76-05 -Чемакина Ольга Федоровна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Специальные условия для получения образования
-
Дети с задержкой психического развития соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование при обучении технических средств обучения, наглядных пособий; использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики, использование наглядных пособий.
Слабовидящие дети создание условий доступности образовательной среды, использование специальных тактильных знаков; дидактических материалов, соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики, использование наглядных пособий.
Дети со сложным дефектом (нарушение ОДА, задержка психического развития/ легкая умственная отсталость, тяжелые нарушения речи) обеспечение условий доступа в здание, учебные и иные помещения, соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование при обучении технических средств обучения, наглядных пособий; использование полифункционального игрового оборудования на занятиях по физической культуре, занятия лечебной (адаптивной) физической культурой, проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики.