"Организация педагогического процесса
по художественно-эстетическому развитию детей
на кружке «Волшебная кисточка»
(ручной труд)"
Руководитель дополнительной образовательной услуги Мельникова Н.В.
Кружок «ручной труд» начал свою работу с ноября 2012 года. кружок ведется по программе коробковой татьяны викторовны «умелые ручки» » и по моей адаптационной программе. программа “умелые ручки” – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. программа кружка охватывает дошкольный возраст (со средней группы по подготовительную, а также может быть использована в разновозрастных группах - например: вторая младшая - средняя группа, средняя - старшая группа, старшая - подготовительная группа).
цель программы: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
задачи программы:
1. учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
3. развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
4. формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.
5. формировать художественный вкус.
« от простого - к сложному» - девиз программы.
содержание занятий кружка «умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
обучение проводится один раза в неделю, во вторую половину дня - по подгруппам (15 человек 1 подгруппа, 8- 2 подгруппа). на занятиях кружка «умелые ручки», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
разделы 1 группы:
- работа с природным материалом.
- работа с бумагой и картоном.
- работа с пластилином.
- работа с бросовым материалом.
разделы 2 группы:
- работа с природным материалом.
- работа с бумагой и картоном.
- работа с пластилином (тестом).
- работа с тканью и нитками.
критерии качества освоения ребенком ручного труда
- имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
- владеет приемами работы с различными материалами.
- самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
- умеет самостоятельно провести анализ поделки.
- использует свои конструктивные решения в процессе работы.
- учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
- выполняет работу по замыслу.
- умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
- показывает уровень воображения и фантазии.
- использует в работе разные способы ручного труда.
ожидаемые результаты:
дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.
освоят навыки работы с ножницами и клеем.
научатся некоторым приемам преобразования материалов.
научатся видеть необычное в обычном предмете.
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомера.
овладеют навыками культуры труда, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
? выставки детских работ в детском саду;
? -составление альбома лучших работ;
? -презентация детских работ родителям;
? -творческий отчет на педсовете;
? - участие в смотрах, конкурсах детского сада.
важную роль в побуждении детей к разнообразной художественной деятельности играют организуемые выставки детского творчества. была проведена выставка работ под названием «картинки-пластинки». на данный момент готовится другая выставка, которая будет называться «чудесные полоски».
занятия ручного творчества проходят на эмоциональной ноте. впоследствии этот настрой сохраняется до следующего занятия кружка. эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности художественно-эстетического воспитания. правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. с художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. ручное творчество является одним из основных средств эстетического воспитания. наблюдения показали, что познавательный интерес к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.
эстетическое осознание произведения искусства- ребенок умеет дать правильную
оценку; может описать произведение.
развитие художественного вкуса- ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму; устанавливает правильные пропорции.
умение творчески создавать продукты ручного творчества- ребенок самостоятельно справляется с заданием; правильно подбирает цвета; правильно устанавливает пропорции
формы работы пи диагностике: беседа, наблюдение, творческое задание.